Критика зачастую бывает полезной, однако она редко оказывается приятной. Как правило, она вызывает в нас целую бурю отрицательных эмоций: гнев, обиду, стыд, чувство беспомощности и неверие в себя. Как же научиться достойно встречать критику и отделять ее полезную составляющую от ядовитой?
Правильная, конструктивная критика — это полноценный отзыв, учитывающий слабые и сильные стороны критикуемого объекта. Но чаще мы сталкиваемся с неконструктивной критикой — замечаниями, касающимися исключительно наших недостатков. Такая оценка тоже может быть объективной, но обычно она скрывает в себе агрессию, которую критик по каким-то причинам не решается проявить напрямую. Согласитесь, если мужчина критикует ваши кулинарные таланты с любовью, а не зло, то это может даже сойти за комплимент.
Как выявить агрессора
Вот признаки, по которым можно понять, что за неконструктивной критикой скрыто желание вас задеть:
Критик отказывается говорить о ваших положительных сторонах, даже если вы спрашиваете его об этом.
В его критике не содержится указаний на то, как исправить ваши минусы, а просьбы о подсказке либо игнорируются, либо вызывают новую волну агрессии.
Недостатки, о которых говорит ваш собеседник, очень сложно или вообще невозможно исправить, и он явно об этом знает. Чаще всего это касается внешности, например, формы ног или носа.
Он приписывает вам недостатки, которых у вас на самом деле нет, и указывает на ошибки, которых не существует.
Опасность скрытой агрессии, маскирующейся под заботливую «дружескую» критику, в том, что ее крайне сложно заметить и, следовательно, защитить себя от нее. Ведь если нас критикуют, значит, о нас заботятся, и никакого нападения нет. Но это не так, ведь при этом ценность нашей жизни, наших взглядов и привычек постоянно подвергается сомнению — и мы остаемся раздраженными, вымотанными, переживаем ощущение беспомощности и бесперспективности жизни. Неконструктивная критика разрушает нас так же, как и явная угроза, но исподволь, изнутри.
Что делать, если вас критикуют
Будьте вежливы и не опускайтесь до ответных нападок. Не оправдывайтесь. Когда вы хотите что-то объяснить критику, делайте это спокойно и уверенно, как равный равному.
Если критика сильно вас задела, возьмите небольшую паузу, чтобы успокоиться и прийти в себя. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, выпрямите спину, расправьте и опустите плечи, займите удобное положение в пространстве.
Если вы понимаете, что сказанные вам слова справедливы, признайте это, и если речь идет о вашей ошибке, спокойно извинитесь за нее.
В случае если критика справедлива только отчасти, соглашайтесь только с тем, что соответствует истине, не обращая внимания на все остальное. Например, если вам говорят, что вы никогда не моете посуду, ответьте «Да, сегодня я не вымыла посуду».
Бывают ситуации, когда критикуют за дело, но тон и формулировки вам неприятны. Скажите своему собеседнику: «Я понимаю, что вы правы, но мне будет легче воспринимать ваши слова, если вы будете использовать более мягкие выражения».
Не отчаивайтесь, если вас критикуют несправедливо. Задайте критику уточняющие вопросы: что он имеет в виду, на какие факты он опирается, что именно ему не нравится.
Собеседник использует ваши недостатки как повод сказать вам что-нибудь неприятное?
Дайте ему выговориться: перечислите те промахи, на которые он уже указал, спросите, что еще ему в вас не нравится, и какую цель он преследует, давая вам столь негативный отзыв.
Если парень критикует вашу прическу, лучше сразу уточнить, какую он считает более привлекательной.
Главное, что стоит понять: зачем собеседник подвергает нас критике. Одно дело, если мы сами попросили его о ней, и нам важно его мнение и его оценка, другое — когда мы подверглись критике, о которой не просили. Во втором случае, скорее всего, критик хочет чего-то от нас добиться: удобного для него поведения, улучшения наших результатов на работе или признания его авторитета, что поможет ему поднять его собственную самооценку. Поняв, чего на самом деле хочет от нас собеседник, мы можем выбрать линию ответного поведения и решить для себя, согласимся ли мы с критикой и принесем ли извинения за ошибки, или сочтем его слова частным мнением, не затрагивающим нас и нашу жизнь».
Как вести себя после завершения разговора
После окончания беседы с критиком наступает время ее проанализировать. Еще раз подумайте о том, насколько справедливы были высказанные вам замечания. Может, вам и впрямь стоит обратить внимание на те или иные ваши особенности и подумать над способом их исправления? В ряде случаев имеет смысл обратиться к знакомым или коллегам, чтобы услышать стороннее мнение о том, насколько реальны или надуманны ваши недостатки.
Тем не менее, даже полностью справедливую критику не надо принимать слишком близко к сердцу. Адекватный критик никогда не перейдет на личности и будет оценивать вашу работу или ваши действия, но не вас саму.
Часть людей испытывает затруднения с восприятием даже конструктивной критики. Допустим, начальник критикует их работу: указывая на ошибки, он всего лишь хочет добиться более правильного и качественного исполнения, не ставя при этом под сомнение ни способности сотрудников, ни их личные качества. Однако сознание таких людей расшифровывает фразу «в вашей работе допущены следующие ошибки», как «ты постоянно ошибаешься, ты глупа», что провоцирует возникновение обиды, чувства вины и ведет к конфликтам. Чаще всего такая ситуация возникает, когда люди уже многократно подвергались неконструктивной и необъективной критике. Справиться с этой проблемой можно тем же образом — глубоко вдохнуть, выдохнуть, остановиться и услышать, что именно нам говорят и с какой целью.
Что заставляет остро реагировать на критику
Во-первых, неконструктивные агрессивные отзывы от людей, которыми мы очень дорожим. Обидно понимать, что человек, к которому вы очень хорошо относитесь, использует ваши промахи и изъяны, чтобы вас уязвить.
Во-вторых, попадание в болевую точку. Здесь уже не имеет значения, конструктивен ли отзыв, важно лишь, что собеседник упоминает те наши недостатки, которые заставляют нас сомневаться, достойны ли мы любви и уважения. Вот почему даже аккуратная и справедливая критика иногда воспринимается как заявления «ты плохая», «ты неаккуратная», «ты ни на что не годишься». И чем ниже самооценка человека, тем болезненнее он реагирует на неодобрительные замечания. Когда подруга критикует ваши отношения с мужчинами, вы можете почувствовать обиду, если и сами не уверены в своем поведении.
Во многих семьях принято по умолчанию считать, что ребенок не нуждается в похвале за свои достижения, однако его недостатки и промахи подвергаются немедленной негативной (пусть и объективной) критике. Таким образом, ребенок вырастает с пониженной самооценкой, воспринимает себя сквозь призму негативных оценок, не доверяет себе и не видит свои сильные стороны.
Как стать менее ранимой
Необходимо повысить самооценку и перестать ругать себя за свои промахи. Каждый человек имеет право на ошибку, и вы в том числе.
Оценивайте свои поступки, но не себя как личность. Не говорите «я ленивая» вместо «я поленилась это сделать» или «я глупая» вместо «я совершила ошибку».
Примите свои недостатки и научитесь видеть в них положительные стороны. Так, шрам на вашем лице делает его более запоминающимся, а небрежность в уборке экономит вам силы для более важных дел.
Если вам кажется, что человек, только что давший вам негативный отзыв, счел вас глупой или стал хуже к вам относиться, спросите его об этом.
Смиритесь с тем, что вы не можете нравиться всем вокруг. Всегда найдется человек, которому придется не по вкусу то, что вы делаете. Но у этого есть и обратная сторона: на каждый ваш поступок найдется тот, кто его одобрит.